Автомобиль на сжиженном газе в последнее время создает много неверных измышлений среди водителей. В частности всех тревожит вопрос — может ли газовое топливо нанести вред двигателю автомобиля? Тем не менее, из-за высокой стоимости бензина интерес к газовым установкам довольно высок. Использование ГБО оказывается значительно дешевле, особенно если автомобиль используется интенсивно и пользователь ездит на нем на большие расстояния.
Автомобиль на сжиженном газе — влияние газа на двигатель
То, что установка системы ГБО на автомобиль позволяет значительно сократить расходы. Это подтверждается на примере такси, которые во многих случаях работают на сжиженном газе. А также автомобилей торговых представителей или поставщиков, где газовая установка устанавливается сразу после покупки автотранспорта. Экономическая эффективность использования сжиженного газа может быть настолько высока, что на нем также работают гибриды. В то же время многие водители, заинтересованные в использовании газа, с сомнением относятся к его установке. То есть, опасаясь, что ГБО может повредить двигатель и привести к большим затратам на ремонт. Давайте рассмотрим подробнее и узнаем, как все обстоит на самом деле.
Различия работы двигателя на бензине и сжиженном газе
Автомобиль на сжиженном газе может быть с ГБО установленным на заводе, так и смонтированным в автосервисе. Но всё-таки установка системы ГБО предполагает более или менее серьезное вмешательство в конструкцию автомобиля. В то же время на этапе его проектирования инженеры не учитывают, что он может работать на другом топливе, нежели то, для которого он был разработан. С учетом характеристик бензина или дизельного топлива разрабатываются все системы, отвечающие за подачу, дозирование и сжигание конкретного вида топлива.
Системы, контролирующие работу отдельных компонентов, включая установленные датчики и электронику, контролирующую работу форсунок или состав выхлопных газов, также адаптированы к характеристикам сгорания бензина. Поэтому может показаться, что газовая система должна каким-то образом влиять на работу двигателя. А также снижать его производительность, долговечность или стоимость обслуживания.
В действительности же, несмотря на некоторые различия между сгоранием газа и бензина, весь процесс настолько схож, что не вызывает серьезных проблем и не влияет на большинство параметров привода. Наиболее важные различия в сгорании газа и бензина связаны с теплотворной способностью этих двух видов топлива и их температурой сгорания. Обычный 95-октановый бензин содержит около 3860 кДж энергии на кубический метр, в то время как для газовой смеси, в зависимости от ее состава, этот показатель обычно составляет чуть более 3600 кДж энергии на кубический метр.
Принцип работы автомобиля на сжиженном газе
Таким образом, для выделения того же количества энергии в камеру сгорания необходимо подавать большее количество топлива. Но это не означает, что для получения той же мощности на газе двигатель должен иметь больший объем цилиндров. Поэтому нужно помнить, что автомобиль на сжиженном газе сжигает не само топливо в чистом виде, а топливно-воздушную смесь. Для достижения аналогичных результатов достаточно соответствующим образом отрегулировать количество всасываемого воздуха в зависимости от потребляемого топлива. Разница в энергетической ценности бензовоздушной и газовоздушной смеси не превысит 2-4 %.
Теплотворная способность бензина также связана с количеством тепла, выделяемого при сгорании. Небольшая эффективная разница в количестве энергии, извлекаемой при езде «на газе», составляет несколько процентов, как и разница в получаемой температуре сгорания. Для материалов, из которых изготовлены важнейшие компоненты привода — головка, поршни, цилиндры и клапаны, — это не представляет никакой проблемы. Тем не менее, на практике, хотя количество выделяемого тепла одинаково, двигатель, работающий на сжиженном газе, охлаждается самим топливом не так эффективно.
Правильный подбор состава газовой смеси
Нужно помнить, что бензин впрыскивается в виде жидкости. Следовательно обладает большей способностью отводить избыточное тепло от отдельных компонентов. Поэтому в бензиновом двигателе бензин уменьшает перегрев двигателя. В газовом двигателе это не так, хотя это и не должно быть проблемой. Конечно при условии правильного подбора состава смеси и систематической проверки состояния клапанов и регулировки зазоров. Особенно в случае выпускных клапанов, работающих при более высоких температурах.
Следует подчеркнуть, что контроллеры современных газовых систем прекрасно справляются со всеми задачами. То есть, связанными с регулировкой состава смеси в соответствии с потребностями конкретного двигателя. В хорошо функционирующей системе ГБО количество автогаза, поступающего в камеру сгорания, с одной стороны, обеспечивает требуемую производительность, а с другой — защищает двигатель от воздействия повышенных температур. Поэтому для обеспечения бесперебойной работы необходимо выбирать систему, состоящую из высококачественных компонентов, уделяя особое внимание точно настроенному блоку управления.
Эксплуатация газового двигателя
Работа на газе сопряжена с определенными трудностями для двигателя. Но это в принципе миф, что простое использование сжиженного газа вредит двигателю. Конечно, бывает, что привод выходит из строя гораздо быстрее, чем на бензине. В подавляющем большинстве случаев это происходит по вине пользователя из-за небрежности или отсутствия знаний. Автомобиль на сжиженном газе — это большая экономия для водителя. Ведь проехать один километр становится гораздо дешевле. Но нужно помнить, что использование системы сжиженного газа не означает, что можно пренебрегать обслуживанием. Напротив, автомобили на сжиженном газе должны обслуживаться с еще большей тщательностью.
При использовании газовой системы не следует забывать о регулярной замене масла. Для любого двигателя с искровым зажиганием важны эффективный отвод тепла и снижение трения. В силу особенностей автогаза оба этих элемента реализовать несколько сложнее. Это означает, что газ не способен ни охлаждать, ни дополнительно смывать загрязнения. Кроме этого, он также в определенной степени, не в состоянии смазывать некоторые узлы. Эту процедуру выполняют различные соединения, намеренно введенные в бензин. Поэтому «недостатки», связанные с различиями между сжиженным газом и бензином, должны компенсироваться качественным моторным маслом. А вот масло уже нужно менять с необходимой периодичностью. В ГБО рекомендуется менять моторное масло и масляный фильтр примерно каждые 10-15 тысяч километров пробега.