Как работает датчик газа в баллоне

датчик газа в баллоне-01

Датчик газа в баллоне со сжиженным нефтяным газом — это маленький неприметный элемент используется для оценки сколько топлива осталось в емкости. Я написал, что он используется для оценки, а не для указания количества горючего, и это не ошибка. Типичные индикаторы, используемые в автомобильных ГБО, предназначены только для приблизительной оценки количества газовой смеси в баке. Это связано с их внутренним строением и точностью показаний.

Как работает датчик газа в баллоне?

Принцип работы указателя остатка СУГ (Сжиженный Углеводородный Газ) в баллоне очень прост. Если объяснять простыми словами, он заключается в том, что внизу такого датчика уровня топлива находится кусочек металла, который перемещается под воздействием магнита. Магнитный элемент встроен в газовый мультиклапан. При движении поплавка мультиклапана перемещается и указатель количества СУГ. Вот и все, никакого великого волшебства в этом нет. Указатель датчика газа в баллоне и поплавок мультиклапана связаны друг с другом магнитной связью.

Вы можете спросить, не проще ли было бы использовать какой-нибудь электрический датчик. Тогда, возможно, показания такого индикатора были бы более точными и повторяемыми. Это хороший вопрос. Ответ прост. По соображениям безопасности, правила эксплуатации автомобильных газовых систем запрещают это делать. Физический контакт между сжиженным газом и компонентами с электрическим приводом невозможен.

Перечень технически и экономически возможных решений сильно ограничен. Реальным остается метод, основанный на использовании магнитного поля. Альтернативный вариант — использование ультразвуковых датчиков для измерения степени заполнения СУГ в резервуаре. Но ультразвуковой датчик газа в баллоне есть один большой недостаток — они очень дороги.

На практике производители стремятся оптимизировать расходы. При этом они не уделяют особого внимания датчикам газа в баллоне. Что можно с этим сделать? На практике — ничего. Приходится мириться с тем, что характеристики индикатора оставляют желать лучшего. В реальной жизни индикатор уровня топлива в автомобиле может работать как угодно. Он может не работать, может работать или работать так, как ему заблагорассудится.

датчик газа в баллоне-1

Какой датчик газа в баллоне ГБО выбрать?

За прошедшие годы конструкция индикатора газа в баллоне Гбо изменилась. Но принцип работы этого устройства все тот же. Для начала посмотрите на картинку выше этой статьи. На ней изображены 3 примера индикаторов, каждый из которых имеет несколько иную конструкцию

Первый слева — самая старая модель индикатора. По сути, можно сказать, что такой газовый указатель представляет собой потенциометр. Внутри у него есть поверхность, на которую нанесен слой материала с изменяющимся сопротивлением, которое меняется в зависимости от положения стрелки. Электрический импеданс такого индикатора обычно составляет 50kΩ, 20kΩ или 90Ω. Этот прибор отличается тем, что имеет два контакта для подключения проводов от жгута. На картинке этот датчик с сопротивлением 50kΩ первый слева. Такой прибор будет работать с любым ГБО-контроллером.

Калибровка датчика газа в баллоне

Совершенно отдельным вопросом является правильная «настройка» датчика, чтобы он стабильно и долгое время показывал реальное состояние газа в баллоне. Существуют газовые контроллеры, позволяющие более или менее автоматизировать этот процесс, а производители ГБО-систем хвастаются тем, что разработали методы, позволяющие самостоятельно выполнить калибровку датчика.

Из своего опыта скажу, что эта автоматика работает по-разному. Некоторые лучше, некоторые хуже. К сожалению, часто бывает так, что даже если вы все настроили и отладили, со временем все ваши усилия оказываются напрасными, потому что вы замечаете, что лампочки на выключателе в салоне начинают жить своей собственной жизнью.

Что можно посоветовать? Конечно же, вполне эффективный метод — перейти на индикатор пробега в автомобиле. Знаю, не самое удачное решение, но очень эффективное.

Наконец, нужно добавить, что, в принципе, вы можете использовать различные индикаторы, независимо от того, кто их произвел. Но у приборов с датчиком Холла есть некоторые ограничения. Здесь вас может поджидать сюрприз. Датчик, например, TechLevel 2.0 может (но это не правило) не работать с контроллерами семейства Stag. К счастью, все датчики газа в баллоне ГБО на основе резистивного элемента будут безотказно функционировать с любым газовым контроллером, независимо от его производителя.