Какое ГБО лучше поставить в автомобиль и как правильно его настроить? Ошибки, допущенные мастерскими, устанавливающими газовые системы, являются самой распространенной причиной недовольства пользователей газовых автомобилей. Узнайте, чего не следует делать монтажнику ГБО и на что нужно обратить внимание в автосервисе.
Какое ГБО лучше поставить — выбор газовой установки
Сегодня газовое топливо становится все более популярным и востребованным. Но есть распространенное мнение, что газовые системы вредят автомобилю. А также, что машины на газе — не более чем одна большая неприятность. Существуют мифы, которые, казалось бы, уже развеяны, но многие из них возникают не просто так.
На самом деле есть две основные причины недовольства пользователей газовых автомобилей. Это они сами и непрофессиональный автосервис, занимающиеся этой работой. Сегодня мы рассмотрим последние и самые большие ошибки, которые допускаются при установке системы ГБО. Но при этом нужно точно знать какое ГБО лучше поставить. Следующие комментарии касаются в основном современных инжекторных систем.
Основные ошибки при выборе и установке ГБО: какое ГБО лучше поставить?
Преступной ошибкой, которую очень часто допускают установщики ГБО, является полная неподготовленность автомобиля к работе на новом топливе. Это не означает внесения каких-либо изменений, но проверка компонентов, непосредственно отвечающих за сгорание смеси, просто необходима. Минимум, что необходимо сделать, — проверить систему зажигания и датчики, особенно лямбда-зонды.
Все, что не работает, должно быть заменено, а все нарушения абсолютно точно устранены. Кроме того, необходимо отрегулировать клапаны и, если они имеют гидравлическую регулировку, оценить состояние гидравлических толкателей на старых автомобилях. А вот какое ГБО лучше поставить на автомобиль, это вам должен объяснить специалист по монтажу газовой системы.
Конечно, теоретически все эти вопросы находятся в ведении пользователя, а не мастерской, но установка ГБО на неисправный автомобиль — что часто случается со старыми машинами — просто абсурдна и является способом навязать клиенту последующие визиты для «настройки системы».
Подготовка автомобиля к установке ГБО
Также важно проинформировать клиента о том, как двигатель воспринимает подачу газа. Есть двигатели, которым это совсем не мешает (например, MPI от Volkswagen и MPI от Hyundai), есть двигатели, которые требуют большего внимания и качественной установки (например, двигатели Subaru и Honda), и есть двигатели, которым не рекомендуются ГБО (например, VVTi от Toyota и Duratec от Ford). Последние могут работать и на газе, но при этом пользователь должен знать, что клапаны нужно регулировать чаще (это основная причина проблем с головкой блока), а установку проверять и менять фильтры.
Некоторые ответственные установщики отправляют клиентов с таким двигателем с предупреждением. Другие делают вид, что все будет в порядке, и рассчитывают, что клиент больше не вернется. Есть и те, кто устанавливает газ по желанию клиента, но информирует его о возможных побочных эффектах и профилактических мерах, которые он должен предпринять. Иногда смазка седла клапана оказывается спасительной.
Смазка седел клапанов: работает или это миф?
Мнения по этому вопросу разделились даже среди специалистов по ГБО. Существуют разные позиции по этой теме. Одни говорят, что смазывать гнезда клапанов необязательно, если вы выбрали нужную установку и правильно ухаживаете за автомобилем. Другие утверждают, что смазка себя оправдывает. И те, и другие правы. Даже те, кто утверждает, что это накладно для клиента, потому что на самом деле во многих случаях так и есть. Результаты независимых исследований на эту тему и наблюдения за автомобилями со смазкой подтверждают, что это эффективный метод защиты двигателя от негативных последствий езды на газе.
Смазка является хорошим решением в двух случаях: в автомобилях со слабой головкой и в автомобилях, где регулировка зазора клапанов стоит дорого (например, Subaru, Toyota). В первом случае она продлевает срок службы двигателя, а также периоды между регулировками зазора клапанов (например, двигатели Honda). Во втором случае нужно просто реже смотреть на клапаны, потому что это довольно сложно (Subaru) или регулировка иногда стоит дорого.
Какое ГБО лучше поставить: выбор компонентов установки ГБО
Независимо от того, имеем ли мы дело с готовой газовой установкой одного производителя или с комплектом, состоящим из компонентов разных фирм, они всегда должны быть хорошо подобраны. При этом необходимо учитывать три основных момента: качество компонентов, мощность двигателя и его чувствительность к подаче газа. Условно можно считать, что существует три типа компонентов газовой установки для трех групп покупателей: дешевая газовая установка, хорошая и достаточно дешевая газовая установка, дорогая и хорошая газовая установка. По умолчанию это означает: бесполезный хлам, приличная установка, способная справиться с двигателем, и газовая система, о существовании которой вы вспомните только при подъезде к заправочной станции.
Конечно, мастерские всегда хотят продавать как можно более дорогой продукт, но рынок настолько ясен, что цена по-прежнему остается самым важным фактором. Поэтому обычной практикой является информирование клиентов о самых дешевых продуктах. Но так, чтобы не отпугнуть их и не перебить предыдущее предложение, которое, возможно, уже было предложено клиенту. Прежде чем принимать какое-либо решение при сравнении цен на установку, попросите список компонентов, которые будут установлены на ваш автомобиль. Часто бывает, что мастерская снижает, но не без ваших потерь.
Установка более дешевых (читай: некачественных) форсунок на практике может обойтись вам дороже, чем разница в цене. Кроме того, сама установка может стоить по-разному, что, конечно же, может отразиться на качестве. Поэтому, отвечая на вопрос: какое ГБО лучше поставить в автомобиль, ответ будет следующий. Выбирайте лучшее, что вы можете себе позволить, и забудьте о тех, что стоят меньше 54000 рублей. За такую цену (включая установку) хороших газовых систем для авто не бывает. Минимум, который нужно заплатить за действительно хорошую газовую установку, — 65000 рублей.
Монтаж элементов ГБО
Установка системы — процесс трудоемкий и совсем не такой простой, как может показаться. Сразу хочу предупредить — установить и настроить систему ГБО за один день невозможно. Конечно, физически это возможно сделать даже на двигателе V6, но сэкономленное время может стоить вам очень дорого. Лучший пример кажущейся экономии — сверление отверстий во впускном коллекторе без его снятия. Отверстия служат для подачи газа или для крепления форсунок. Сверление установленного коллектора сопряжено с двумя рисками.
Во-первых, в коллекторе могут остаются опилки, которые обязательно попадут в двигатель. Во-вторых, некоторые системы требуют точного позиционирования инжекторов (на правильном расстоянии от камеры сгорания), что в данном случае, очевидно, делается на глаз. Кроме того, существует опасность для заслонок, регулирующих длину впускных каналов, которые могут быть повреждены сверлом.
Еще один способ сэкономить время — установить топливный бак в бампере. Эстетика такого решения оставляет желать лучшего, да и практичность тоже. Кроме того, для заправки нужно нагибаться и часто пачкаться, а повреждение бампера часто равносильно вмешательству в установку газового баллона. Я бы однозначно рекомендовал устанавливать крышку заливной горловины под лючок топливного бака.
Даже если для этого потребуется переходник и дополнительная плата. Автомобиль выглядит так же, как и без установки, а заправляться удобнее. Заливной узел не пачкается и его сложно повредить. На рынке не так много автомобилей, на которых нельзя установить топливную горловину таким образом, но есть много людей, которых можно убедить сделать это.
Как выбрать хорошую мастерскую по установке газобаллонного оборудования?
Наконец, вот список моментов, которые нужно учитывать при заказе установки ГБО для вашего автомобиля.
- Ориентируйтесь на опыт работы мастерской — минимум 3 года на рынке,
- Если у мастерской небольшой стаж работы, проверьте, авторизована ли она авторитетными производителями систем ГБО,
- Узнайте, есть ли поблизости от мастерской автомобили, ожидающие установки или так называемой «настройки»,
- Попросите мастерскую дать рекомендации по установке, запросите смету и изучите отзывы в Интернете об отдельных компонентах,
- Ожидайте сотрудничества со стороны мастерской в отношении выбора установки и монтажа конкретных компонентов,
- Поинтересуйтесь, есть ли в мастерской работающий анализатор выхлопных газов — если мастерская не может позволить себе откалибровать его или вообще его не имеет, откажитесь от их услуг,
- Оцените атмосферу в мастерской: торопятся ли механики или работают спокойно,
- Оцените установку, которая уже была установлена на другом автомобиле, по ее внешнему виду — на практике любая система может быть смонтирована так аккуратно, что ее компоненты не видны на первый взгляд.