Метан лучше пропана? Как определиться с выбором газового топлива для автомобиля? Для питания автомобилей чаще всего используются два типа газов – CNG и LPG. Эти виды топлива различаются по составу, цене и подаются в двигатели через установки, имеющие большие различия по конструкции.
В России большинство водителей предпочитают сжиженный нефтяной газ. Это смесь пропана и бутана в жидком состоянии. В быту этот вид газа используется для заправки зажигалок, а также для барбекю и переносных плит. Содержится в баллонах.
В свою очередь, CNG (Compressed Natural Gas) — это сжатый природный газ и хранится под высоким давлением. То есть это метан, который сжигают в домашних плитах. Если вам интересно, вы можете приобрести компрессор, который позволит заправлять ваш автомобиль газом, отбираемым из домашней газовой сети. Но это дорогостоящее занятие (компрессоры могут стоить несколько тысяч рублей). Заправка же занимает 3-6 минут, а на газ еще нужно платить акциз. Поэтому компании обычно предпочитают отказаться от этого решения. Существует также СПГ (сжиженный природный газ), то есть природный газ в жидком состоянии, который сейчас начинает использоваться для питания двигателей грузовиков и автобусов.
Метан лучше пропана? СПГ или сжатый природный газ?
Самой большой проблемой для водителя, заинтересованного в использовании автомобиля с газовой установкой, является скромная сеть метановых заправок. У нас в стране нет даже 30 станций. Они расположены в крупнейших городах – преимущественно в центральной и южной части страны.
Установленные на заводе двигатели обычно одинаково хорошо работают на КПГ и бензине (с заметным снижением мощности в системах паровой фазы сжиженного газа). Метан имеет октановое число 130, поэтому он чрезвычайно устойчив к образованию детонационному горению. КПГ также легче воздуха, поэтому в случае утечки в системе он не будет задерживаться у пола гаража. А это существенно снижает риск пожара или взрыва (это реальность при использовании сжиженного газа. Вот поэтому запрещено парковать автомобили с такими системами в подземных гаражах).
Хранение сжиженного газа
Сжиженный газ хранится в баллоне под давлением в несколько бар. Учитывая низкое давление в баллоне он может быть изготовлен из сварной, довольно тонкой (менее 3 мм) и имеющей различные формы стали. Рабочее давление в системе CNG превышает 200 бар, следовательно, баллоны изготавливаются из холоднокатаной стали толщиной 5 мм. В результате они в три раза тяжелее баллонов для сжиженного газа, а их вытянутая форма затрудняет их установку в автомобиле. Дорогая альтернатива — баллоны из композитных материалов.
Автомобили с заводскими системами CNG в первую очередь рассчитаны на работу на метане. Место для баллонов удалось сэкономить, в том числе, за счет топливного бака, который имеет символические размеры и позволяет в экстренном порядке добраться до станции, когда газ закончится. Что касается выбора вида газового топлива. А как определить метан лучше пропана или наоборот — это все познается в работе.
Обслуживание газовой установки
КПГ, как и сжиженный газ, имеет высокую температуру сгорания, что создает нагрузку на свечи зажигания. Кроме того, смесь воздуха и метана создает худшие условия для искры, чем пары бензина. Поэтому необходимо заботиться, помимо прочего, о свечах зажигания и проводах. Не случайно Mercedes рекомендует менять свечи зажигания каждые 50 000 км или каждые три года. Баллон с метаном необходимо легализовать каждые 3 года. Необходимо также помнить, что баллон CNG можно использовать не более 20 лет. По истечении этого срока он должен быть заменен на новый. Долго, но на рынке подержанных автомобилей можно найти 10-15-летние машины с CNG-установкой.
В России количество новых автомобилей с установкой КПГ ограничено, и найти подержанный автомобиль также непросто. Предложение соответствует спросу. Поскольку автомобили негде заправлять, отсутствует интерес к их покупке и импорту. Подержанные автомобили обычно относительно дешевы. Их переоборудование на сжиженный газ часто невозможно или не имеет экономического смысла. А изменения, внесенные заводом при установке CNG, ограничивают функциональность автомобиля, если он заправляется только бензином. У некоторых моделей объем бака составляет несколько литров. Он был уменьшен в размерах, чтобы освободить место для баллонов с КПГ.