Проверка зазора клапанов это один из важный элементов технического осмотра автомобиля. Задумываясь об установке системы сжиженного газа, автовладельцы сталкиваются с мифами, которые окружают эту тему уже несколько десятилетий. Такие вопросы, как: взорвется ли, будет ли пахнуть газом, потеряет ли автомобиль мощность.
Проверка зазора клапанов — что нужно знать?
В большинстве случаев эти мифы не подтверждаются реальностью, но есть моменты, о которых нужно знать. Проверка зазора клапанов очень важна для правильной работы двигателя автомобиля с ГБО установкой. Почему?
Необходимость поддержания правильного зазора клапанов в 4-тактном двигателе внутреннего сгорания обусловлена тепловым расширением его компонентов. Этот зазор обеспечивает корректную работу системы газораспределения. То-есть, точное закрытие клапанов, оказывая существенное влияние на качество процесса сгорания и условия работы клапанов. Особенно это важно если двигатель работает на сжиженном нефтяном газе.
Расположенные в головке блока цилиндров клапаны, являются компонентами двигателя, которые наиболее подвержены высоким температурам. Температура плунжеров выпускных клапанов может достигать 800ºC, поэтому эффективный отвод тепла от них очень важен.
Охлаждение и проверка зазора клапанов
Отвод тепла от клапанов особенно важен в двигателях, работающих на сжиженном газе. Поскольку из-за низкой скорости сгорания этого топлива, по сравнению с бензином. Камера сгорания, включая клапаны, более длительное время подвергается воздействию высоких температур. По этой причине клапаны в некоторых двигателях, работающих на сжиженном нефтяном газе, изнашиваются немного быстрее.
Неправильный состав газовоздушной смеси существенно оказывает повышенную тепловую нагрузку на клапаны. Бедная смесь сгорает при гораздо более высоких температурах, что создает дополнительную нагрузку на них.
Кроме того, в двигателях, работающих на газе, не происходит охлаждения клапанов текучей бензино-воздушной смесью.
Полезно знать! В некоторых двигателях для ограничения возможного повышенного износа седел применяется дополнительная защита клапанов (смазка, впрыск бензина или присадки к топливу – бензин и сжиженный газ).
Износ клапанов и их седел
Повышенный износ клапанов и их седел, который может наблюдаться в отдельных двигателях, работающих на сжиженном нефтяном газе. В итоге это приводит к тому, что зазор клапанов уменьшается быстрее, чем при работе на бензине. Когда зазор достигает нуля, клапаны не садятся должным образом в свои седла. Отсутствие контакта между клапанами и седлами является причиной нарушения их охлаждения, и как следствие, приводит к повреждению (прогоранию) клапанов.
Двигатель с подгоревшими клапанами не может работать в полную силу, поскольку камеры сгорания не герметичны. При этом давление сжатия снижается. В экстремальной ситуации двигатель не сможет работать.
Клапанный зазор
Поддержание соответствующего клапанного зазора необходимо, в частности из-за необходимости обеспечить правильную посадку клапанов. Это, в свою очередь, обеспечивает надлежащие условия работы (отвод тепла от клапанов через седла). Охлаждение клапанов происходит в результате их контакта с седлами. А именно, вокруг них по каналам системы охлаждения в головке блока цилиндров протекает охлаждающая жидкость. Таким образом (через седла) отводится большая часть тепла от клапанов.
Проверка зазора клапанов и способы их регулировки
Правильная величина зазора клапанов поддерживается в двигателе с помощью гидравлических толкателей, используемых в системах газораспределения. Но во многих двигателях применяется ручная регулировка клапанного зазора. Величина этих зазоров проверяется и при необходимости корректируется в рамках технического обслуживания автомобиля (двигателя).
Способы регулировки зазоров клапанов
Зазор клапанов может поддерживаться в двигателе с помощью гидравлических толкателей, используемых в системах привода клапанов. Но во многих двигателях используется ручная регулировка зазора. Он проверяется и регулируется по мере необходимости в рамках технического обслуживания автомобиля (двигателя).
Зазор клапанов можно регулировать несколькими способами:
- регулировочный винт (самый дешевый способ, не требует применения каких-либо дополнительных материалов, кроме новой прокладки клапанной крышки),
- путем замены регулировочных пластин в толкателях клапанов (стаканах),
- заменой всех толкателей клапанов. Это самый дорогой метод из-за стоимости самих толкателей и трудозатрат (нужно демонтировать распредвалы).
Как часто нужно проверять зазор клапанов?
Проверка величин клапанного зазора в двигателях, работающих на газе, проводится чаще, чем в бензиновых двигателях. Это связано с профилактикой и уходом за клапанной системой. Ремонт, которой в случае повреждения представляет собой серьезную и, как правило, довольно дорогостоящую операцию.
Нужно подчеркнуть, что сама проверка зазора клапанов в двигателе обычно не является дорогостоящим мероприятием. Здесь предполагается демонтаж крышки головки блока и проверку щупом зазоров на всех клапанах. Если зазоры находятся в пределах, рекомендованных производителем, их регулировка не требуется. Операция заканчивается установкой крышки головки блока с новой прокладкой.