Температура охлаждающей жидкости в двигателе, а также датчик размещенный в автомобиле, является одним из самых мощных инструментов в цепи измерения двигателей внутреннего сгорания. Датчик или датчики, установленные в различных местах системы охлаждения двигателя, обладают наибольшей способностью вмешиваться в карты зажигания и впрыска, управление пред-/пост-впрыском и все стратегии, используемые во время прогрева двигателя.
Датчик и температура охлаждающей жидкости в установке ГБО
Роль датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя как компонента системы ГБО часто сводится к примитивному контролю момента переключения на подачу газа. Конечно, он отвечает за это, но на самом деле это наименее важная из его задач. Достаточно сказать, что в случае его механического повреждения, отсутствия или обрыва кабеля — его роль в этом отношении просто возьмет на себя датчик температуры газа.
Температура охлаждающей жидкости — основные задачи датчика в ГБО
Задача датчика температуры охлаждающей жидкости, а точнее, информации, получаемой с него, заключается в постоянном контроле за надежным и полным сгоранием газовоздушной смеси во всех режимах работы двигателя.
Часто бывает так, что, увидев отклонение топливной коррекции от номинального значения при работе на газе, менее опытные газовые диагносты сразу же бросаются в коррекцию, выполняемую по основной карте коэффициентов, полностью игнорируя информацию о тепловом состоянии двигателя (реальную или измеренную).
Причины неправильного измерения температуры охлаждающей жидкости в системах ГБО
Помните, что температура может быть измерена неверно, например, потому, что:
- датчик механически поврежден,
- кабель поврежден или оборван,
- датчик установлен на выходе жидкости из редуктора, поэтому температура жидкости — «отданной в редуктор» для испарения газа — ниже, чем в действительности.
Интерпретация результатов измерения температуры охлаждающей жидкости
Так называемые температурные векторы отвечают за интерпретацию показаний датчиков температуры охлаждающей жидкости. Они, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на процентную коррекцию карты соотношения газов. И, соответственно, на подачу более бедной или более богатой газовоздушной смеси в камеры сгорания.
Кто-то скажет: «Но мы же используем время впрыска бензина, которое уже скорректировано ЭБУ с учетом температурных векторов».
Конечно! Но нужно учитывать и сам бензин, его постоянную и дисциплинированную структуру, предсказуемую воспламеняемость в зависимости от температуры и давления и т.д.
В случае со смесью сжиженного газа, имеющей другой состав, загрязненность, сильно подверженной колебаниям температуры и давления — нужна дополнительная коррекция в виде вышеупомянутых векторов.
Векторы представлены в виде таблицы распределения температур и коррекции общей карты коэффициентов на заданный процент.
Пример из системы Omegas Direct:
Если необходимо изменить температурные диапазоны или интервалы между ними, просто дважды щелкните на нужной строке. Появится таблица, позволяющая настроить диапазоны в соответствии с потребностями двигателя.
Если же вы хотите изменить коррекцию карты. Потому что, например, от 30 до 40ºC смесь слишком богатая. И в показанном примере коррекция составляет -6%, просто щелкните на этом значении. А затем введите более высокое (например, -10%). Проверьте реакцию системы, проверив короткую и длинную топливные коррекции (краткосрочную и долгосрочную), и так далее. То есть пока результат не будет достигнут.
Подобные настройки можно найти и в других продуктах Landi Renzo Group:
- инсталляции Landirenzo Omegas,
- инсталляции Lovato,
- системы Emmegas.
Пока двигатель не полностью прогрет — т.е. поправка на температуру охлаждающей жидкости не равна нулю — в карту коэффициентов не следует вносить никаких поправок.
Поправка на температуру газа
Как видно, вектор от температуры жидкости — не единственное значение, корректирующее настройки карты в реальном времени.
Не менее важным вектором является поправка на температуру газа. При низких температурах он не полностью испаряется, а в горячем состоянии теряет свои горючие свойства. И в этоге становится как бы менее калорийным. Обратите внимание на этот вектор, особенно в двигателях, где из-за коротких трубок подачи газа газовые форсунки установлены очень близко к головке, что, естественно, также нагревает газ, подаваемый для сгорания.
Если сильно нагретый двигатель склонен работать на обедненных смесях, то первым подозрением является неправильно настроенный вектор температуры газа, который следует исправить аналогично его «водяному» аналогу.
Теперь необходимо ответить на вопрос:
Важна ли надежность и линейность измерения температуры охлаждающей жидкости датчиком ? По сравнению с показаниями температуры двигателя тестером OBD для бесперебойной работы газовой системы?
Конечно, не важна, но правильно настроенный температурный вектор легко компенсирует любые недостатки. Остается только определить температуру переключения на газ на основе показаний датчика температуры. И принимая во внимание его возможное смещение относительно измерения температуры двигателя, имеющегося в данных OBD.
Цель настоящего исследования — позволить установщику, диагносту сознательно контролировать процесс сгорания в любом тепловом состоянии двигателя. При этом не обращая внимания на различные типы, сопротивления и характеристики используемых жидкостных датчиков температуры.
Во всех типах газовых систем Landi Renzo Group большое внимание уделяется эффективной работе векторов. А также их быстрому времени отклика и простоте настройки. Остается только грамотно использовать это. Надеюсь, что приведенный выше материал развеет все сомнения на этот счет.