Стоит ли устанавливать ГБО на метане в авто

Установка ГБО на метане-01

Что такое установка ГБО на метане? Газовый автомобиль может работать как на CNG или LPG. Один из них является компонентом природного газа, а другой — смесью пропана и бутана. Оба вида альтернативного газового топлива позволяют сэкономить на заправке и немного сберечь нагрузку окружающую среду. Какой газ для двигателя автомобиля лучше выбрать?

Установка ГБО на метане — в чем разница между CNG и LPG?

Интересно, чем отличаются газообразные виды топлива, используемые в автомобильной промышленности? Как мы уже говорили в начале, основное различие заключается в их происхождении, что выражается в их различных свойствах. Проще говоря, LPG – это сжиженный нефтяной газ, а CNG – это сжатый природный газ. Отсюда вытекают уникальные особенности обоих веществ, связанные с их строением, то-есть основные различия между ними. Мы вкратце объясним их более подробно.

CNG – компонент природного газа

CNG — это аббревиатура, обозначающая сжатый природный газ. Природный газ, или метан, сжатый до давления 20-25 МПа, используется для питания автотранспорта. По данным Википедии, установка ГБО на метане смонтирована на более 4 миллионов единиц автотранспорта по всему миру. В основном это крупные транспортные средства (например, автобусы общественного транспорта или почтовые фургоны). Они заправляются газом на газозаправочных станций, специально подготовленных для такого вида топлива.

Установка ГБО на метане-1

Энергетическая ценность 1 м³ газа CNG равна 1 литра бензина, а его масса зависит от состава, но в природных условиях он составляет примерно 0,7 кг.
Этот простейший углеводород (CH₄), молекула которого состоит из одного атома углерода и четырех атомов водорода, эффективно сгорает, выделяя минимум вредных побочных продуктов.

LPG – производное сырой нефти

LPG – это сжиженный нефтехимический газ (автогаз). Аббревиатура происходит от английского сжиженного нефтяного газа. Также называемый газоль, это продукт переработки нефти, и хотя он используется в газообразной форме, его хранят и транспортируют в жидком виде под значительным давлением (около 7-12 МПа) в прочных металлических емкостях.

Сжиженный газ состоит в основном из пропана, но может содержать также примеси бутана или других соединений (например, алканов). Это один из наиболее универсальных источников энергии, используемых в домашнем хозяйстве (например, для питания газовых плит или отопления).

Популярный автогаз имеет различную структуру в зависимости от времени года и температуры окружающей среды. Это тот же углеводород, но более сложной структуры (C₃H₈ или C4H10) состоящей либо из трех атомов углерода и восьми атомов водорода, либо из еще одного атома углерода и двух дополнительных молекул водорода.

Установка ГБО на метане-2

Помимо прочего, структурные различия обусловливают разные физико-химические свойства. LPG сжижается при давлении всего в несколько бар (примерно 5-17 бар). А CNG для этого требуется во много раз большее значение (даже более 200 бар) и очень низкая температура (-162°C).

Сколько стоит установка системы ГБО?

Установка ГБО на метане в легковом автомобиле оценивается в 40000-100000 рублей, в зависимости от региона. Некоторые из систем являются универсальными конструкциями, а есть которые необходимо модифицировать под конкретный двигатель. Цена установки ГБО на метане может быть увеличена. Это зависит от выбранного типа технологии, которая делится минимум на 6 поколений:

  • смесительная установка (вакуумная или избыточного давления) без контроля состава. Эта система изначально разрабатывалась для старых автомобилей с карбюраторным двигателем и впрыском топлива.
  • система смешивания (вакуумная или с избыточным давлением) с контролем состава смеси. Это модернизированная система, подходящая для двигателей с впрыском, каталитическим нейтрализатором, лямбда-зондом или EOBD.
  • многопортовые системы с непрерывной паровой фазой. Эти системы имеют обширные впускные патрубки, которые обычно изготавливаются из пластика,
  • многопортовая система непрерывной паровой фазы с инжекторами. Это усовершенствованное решение с электронным управлением клапанами хорошо работает с бензиновыми двигателями с непосредственным впрыском. Блок управления LPG отвечает за впрыск бензина, обеспечивающий охлаждение и очищает наконечники от продуктов сгорания,
  • системы последовательного жидкофазного впрыска LPG. В этих системах газ впрыскивается в жидком состоянии и испаряется только во впускном коллекторе. Они устанавливаются путем сверления коллектора,
  • система прямого впрыска LPG в жидкой фазе. Это самая современная газовая система, предназначенная для двигателей с непосредственным впрыском бензина. В этой системе автогаз в жидкой фазе подается под высоким давлением в камеру сгорания.