Установки ГБО — есть несколько поколений, как правильно выбрать систему газобаллонного оборудования под определенный автомобиль? Владельцы автомобилей с непрямым впрыском бензина, желающие установить ГБО, могут выбрать классическое оборудование.
Установки ГБО: 4-е или 5-е поколение, какое выбрать?
Классический вариант конструкции имеет функцию впрыска газа в летучей форме или более современную – в жидкой. Мы здесь показываем преимущества и недостатки обоих этих конструкций. Высокая стоимость ремонта дизельных автомобилей делает автотранспорт с бензиновыми двигателями более привлекательным. А вот высокие затраты на бензин по сравнению с дизельным двигателем можно сократить, перейдя на газовое топливо.
Новые установки ГБО стоят недешево
Если мы ездим на относительно современном автомобиле с непрямым впрыском, вам придется выбирать между старым типом системы с впрыском парообразного газа (четвертое поколение — с редуктором) и современным комплектом, называемым пятым поколением, в котором сжиженный газ впрыскивается во впускные коллекторы в жидком состоянии (не путать с системой сжиженного газа для автомобилей с непосредственным впрыском бензина).
Например: в случае с 4-цилиндровым агрегатом установки ГБО 4-го поколения будут стоить определенную сумму в зависимости от региона России. А вот цена следующего поколения будет несколько выше. С 8-цилиндровым двигателем разница аналогичная: стоимость 4-го поколения будет немного ниже, чем у 5-го поколения.
Установки ГБО 5 поколения означает лучшие условия работы двигателя
Оправданы ли большие затраты? Четкого ответа нет. Расход газа будет сопоставим. Установки ГБО 5 поколения обычно сжигают меньше бензина и не требует частого технического обслуживания. Это также затраты, определяющие рентабельность всей инвестиции. Менее ощутимое, но более важное — обеспечить двигателю лучшие условия эксплуатации.
Самое главное: профессиональная сборка и качество деталей
Независимо от типа установки, очень важны два момента. Сравнивая предложения отдельных компаний необходимо запросить точные характеристики всех компонентов, которые будут использоваться (марка и модель форсунок, редуктора, программного обеспечения и так далее). Газовики любят использовать оборудование известных брендов (например, Prins, Viale, Stag) в качестве «приманки», а потом оказывается, что дополнительные компоненты — от менее известных производителей.
Экономить на установках ГБО нет смысла – более дешевые компании зачастую выполняют эту работу не очень аккуратно, а иногда даже неправильно, например, просверливая отверстия во впускных коллекторах, не снимая их с автомобиля.
Преимуществом установки с впрыском сжиженного газа является меньшее вмешательство в работу автомобиля, например, систему охлаждения не нужно трогать. Еще одним преимуществом является то, что смесь охлаждается непосредственно перед впускным клапаном, что улучшает процесс сгорания. В этой системе легче поддерживать номинальную мощность двигателя. Но, с другой стороны – управляя автомобилем с правильно установленной системой, вы не узнаете, какое это поколение.
Установки ГБО 5-го поколения: впрыск парообразного сжиженного газа
Впрыскивание парообразного газа индивидуально в каждый цилиндр является более популярным вариантом установок ГБО, устанавливаемых на автомобилях. СУГ хранится в емкостях в жидком состоянии. Электроклапан, установленный непосредственно на баллоне, управляет подачей топлива (благодаря избыточному давлению) к редуктору, где состояние вещества преобразовывается, а затем оно подается к форсункам, расположенным рядом с впускным коллектором.
За всей работой следит компьютер, который подбирает дозы газовой смеси, момент включения инжекторов и так далее. Он использует те же сигналы, которые применяются при впрыске бензинового топлива. Для изменения состояния газа в испарителе (с жидкого на газообразное), его требуется подогреть с помощью системы охлаждения. После запуска на холодную автотранспорт проедет 1-1,5 км, прежде чем температура охлаждающего устройства достигнет 35С и электронный блок управления переключит топливо с бензина на газ. Выполнять техническое обслуживание установки ГБО необходимо раз в год (примерно каждые 15 000 км) и обязательная замена фильтра.
- Редуктор-испаритель: сердце системы 4 поколения – здесь газ переходит из жидкого состояния в парообразное. Этот компонент также требует профилактического обслуживания, но его срок службы оценивается в 100-150 тысяч км.
- Инжекторная рейка: может иметь разную конструкцию (одиночная, парная, соединенная в пары по три или четыре) это зависит от количества и места расположения цилиндров. Место расположения форсунок (относительно бензиновых) имеет меньшее значение, чем на 5 поколении.
- В баке установлен электромагнитный клапан, контролирующий подачу топлива в систему.
- Топливный фильтр: требует замены картриджа примерно каждые 15 000 км, но его стоимость невысокая.
Плюсы:
- меньшая стоимость сборки и отдельных элементов
- более устойчив к низкому качеству газа (меньшие затраты на ремонт).
Минусы:
- большее вмешательство в работу автомобиля, а значит — риск выхода из строя
- в некоторых моделях им сложнее «управлять».
Установки 5-го поколения: впрыск сжиженного газа в жидком состоянии
Принцип работы изменился: насос, размещенный в баке для сжиженного газа, создает положительное давление. Затем топливо поступает непосредственно к газовым форсункам, расположенным во впускном коллекторе. Открытие форсунок, как и у 4-го поколения, контролируется компьютером с помощью оригинальных датчиков. Но вмешательство в работу системы автомобиля стало меньше (механика не «подключается», например, в устройство охлаждения).
Благодаря тому, что газ в жидком виде (холодном) расширяется только перед впускным клапаном, это снижает температуру топливно-воздушной смеси. Кроме этого улучшает условия работы двигателя – отпадает необходимость использования смазочных материалов. То есть присадок, смазывающих клапаны, необходимые в некоторых установках четвертого поколения.
Ежегодный осмотр включает в себя только компьютерную диагностику. К сожалению, топливный насос подвержен повреждениям из-за загрязненного (например, разбавленного) газа.
1. В установке 5 поколения форсунки ставятся во впускные коллекторы, которые нужно раскручивать.
2. В баке для сжиженного газа имеется насос, повышающий давление в топливной системе. Благодаря этому топливо, поступающее к форсункам, имеет постоянное давление, что позволяет точно контролировать дозы газа.
3. Слева — инжектор, справа — сопло, которое должно находиться очень близко к исходному бензиновому инжектору. Для этого не всегда есть место.
Плюсы:
- лучшие условия работы двигателя
- меньше элементов, меньше вмешательства в системы автомобиля
- мощность не снижается при использовании сжиженного газа
Минусы:
- высокая стоимость установки
- повышенные требования к сборке форсунок
- насос чувствителен к повреждениям