Как работает зажигание ГБО установленное в автомобиле? В двигателе с искровым зажиганием (ZI — бензиновый или газовый). Температура в конце такта сжатия ниже температуры самовоспламенения топлива (в отличие от двигателей ZS). Поэтому для инициирования горения необходима внешняя энергия в виде искры, возникающей между электродами свечи зажигания.
Зажигание ГБО и катушки в двигателях на сжиженном газе
Чтобы возникла искра, необходимо создать напряжение, которое ионизирует топливно-воздушную смесь между электродами свечи зажигания. Причем этот процесс настолько велик, что по топливной смеси может пойти электрический ток. Вот для этого двигатели с искровым зажиганием оснащаются системой зажигания.
Классическая система зажигания
Зажигание ГБО в классическом виде состоит из нескольких компонентов. Это катушка зажигания, провода зажигания, высоковольтный распределитель, прерыватель. Их взаимосвязь означает, что работа каждого из них влияет на работу остальных. По этим причинам, компоненты, используемые в классической системе зажигания, интегрируются друг с другом. Но некоторые из них исключаются, что значительно упрощает конструкцию и повышает надежность работы. Независимо от степени интеграции, наиболее важным и необходимым для генерации высокого напряжения является катушка зажигания.
Катушка зажигания
Бабина служит для создания высокого напряжения, необходимого для возникновения электрического разряда между электродами свечи. Катушка зажигания — это своего рода трансформатор. Как и в любом устройстве такого типа, в ней есть две обмотки: первичная и вторичная. Первичная обмотка состоит из 250-400 витков провода диаметром 0,2-0,8 мм. А вторичная имеет 19-26 тысяч витков провода диаметром 0,1-0,2 мм. Обмотки намотаны на общий сердечник, провода покрыты изоляцией для их защиты от внутренних коротких замыканий.
Кроме того, в рамках вышеупомянутой интеграции отдельных компонентов системы зажигания, катушка может содержать дополнительный модуль. То есть, усилитель мощности, резистор защиты от помех. Вся катушка, включая дополнительные компоненты, заключена в герметичный корпус. Он предназначен обеспечить надлежащую изоляцию и защиту от внешних воздействий. Иногда внутренняя часть катушки заполняется трансформаторным маслом, чтобы снизить риск пробоя между отдельными витками.
Генерация высокого напряжения
Генерация высокого напряжения происходит в результате прерывания тока в первичной обмотке. В классической системе зажигания это осуществляется с помощью прерывателя. После этого, во вторичной обмотке индукцируется напряжение в несколько, а то и десятки тысяч вольт. Это необходимо для ионизации смеси и вызова искры между электродами свечи в камере сгорания двигателя.
Специфика зажигания в двигателе работающем с ГБО
Зазор между электродами, заполненный газовоздушной смесью, имеет большее электрическое сопротивление, нежели при заполнении бензино-воздушной смесью. Следовательно, при работе на газе катушка генерирует более высокое напряжение, чем на бензиновом двигателе.
Повышению напряжения, образующегося во вторичной обмотке катушки, способствуют чрезмерно изношенные свечи и силовые кабели. По этой причине периодическая замена этих элементов напрямую влияет на долговечность и эффективность работы катушек.
В последние годы наблюдается закономерный рост напряжения, вырабатываемого в системах зажигания, обусловленного развитием двигателестроения. Это связано с планомерным увеличением мощности двигателя при одновременном снижении расхода топлива.