Основы безопасности автомобиля

Безопасность легкового автомобиля-01

Безопасность легкового автомобиля. Вы когда-нибудь задумывались, что защитит вас в машине во время возможного столкновения? Ключ к вашей безопасности находится в так называемой зоне смятия или зоне деформации. Но как узнать, выполняет ли эта важная часть вашего автомобиля свою работу? Присоединяйтесь к нам в увлекательном путешествии по технологиям автомобильной безопасности.

Безопасность легкового автомобиля — как проверяется зона смятия?

Здесь вы узнаете, как проводятся испытания машин в зоне деформации. Это очень важный аспект, который выявляет все возможности как обеспечить безопасность легкового автомобиля. Эти знания могут оказаться бесценными! Многие водители понимают, насколько важна безопасность при выборе автомобиля. Именно поэтому в 1997 году была создана Euro NCAP, независимая организация по оценке безопасности автомобилей, поддерживаемая правительствами некоторых европейских стран.

NCAP ввела 5-звездочную систему оценки безопасности автомобилей, основанную на серии тестов, имитирующих столкновения, в которых водитель и пассажиры могут получить травмы или погибнуть. И хотя система проверки не может проверить все возможности, она гарантирует, что технологии безопасности продолжают совершенствоваться, принося реальную пользу пользователям автомобилей по всему миру.

Что такое зона смятия?

Если максимально просто ответить на этот вопрос, можно было бы сказать, что зона деформации – это та часть автомобиля, которая деформируется в момент аварии. Основная задача зоны деформации — уменьшить силу удара, достигающую пассажиров.

Зона деформации в автомобиле состоит из лонжеронов, которые называемых еще боковыми усилителями. Это элементы, изготовленные из специальных штампованных деталей, имеющих определенную форму. Чаще всего они имеют вид ребристых продольных балок с градуированной толщиной листа. В результате автомобиль во время аварии сминается более контролируемым образом, принимая в конечном итоге форму «гармошки». Равномерно распределенная сила, возникающая в результате столкновения, в первую очередь предназначена для защиты людей, находящихся в автомобиле и при необходимости дать возможность службам экстренной службе оказать помощь.

В настоящее время производители автомобилей проводят множество краш-тестов, чтобы как можно лучше защитить салон автомобиля. Безопасность легкового автомобиля проверяется на специальных треках, где моделируются условия потенциального дорожно-транспортного происшествия. Казалось бы, безопасный автомобиль — это тот, который сохранит свою конструкцию в наилучшем состоянии в случае столкновения. Нет ничего более далекого от правды!

Сминаемая зона — воздействие на автомобиль

сли бы автомобиль сохранил свою первоначальную форму во время столкновения, сила удара передалась бы пассажирам, а не была бы поглощена элементами безопасности. Более безопасным решением оказалось проектирование компонентов, берущих на себя момент удара. Таким образом, они в первую очередь подвергаются контролируемому разрушению и одновременно рассеивают кинетическую энергию в сторону от салона автомобиля.

Основная функция зоны смятия — поглощать и рассеивать как можно больше кинетической энергии в момент удара. Что для этого нужно?

Нужно знать, что чем длиннее зона деформации, тем выше безопасность пассажиров. У современных автомобилей она достигает до 70 см.

  • Поглощение: во время столкновения зона деформации «складывается» контролируемым образом, поглощая энергию удара. Это уменьшает количество энергии, достигающей салона, который становится своеобразным укрытием для находящихся в автомобиле людей.
  • Рассеяние: контролируемая зона смятия не только поглощает энергию, но и способствует ее рассеиванию. То есть, вместо того, чтобы концентрировать всю силу удара в одном месте, энергия рассеивается на большей площади.
  • Сохранение целостности салона: удар поглощается зоной деформации, поэтому салон остается максимально неповрежденным, а такие компоненты, как двигатель или коробка передач, не попадают внутрь автомобиля.

Сминаемая зона в результате столкновения подвергается воздействию большой силы. Нужно помнить, что зачастую даже безобидное на первый взгляд дорожное происшествие может довольно сильно повредить конструкцию сминаемой части авто. Несмотря на то, что зона обеспечивает отличную защиту в случае аварии, она не может гарантировать, что автомобилю не потребуется комплексный ремонт.

Безопасность легкового автомобиля — тесты, тесты и еще раз тесты

На сегодняшний день самым популярным методом проверки безопасности, позволяющим ответить на вопрос, какая у автомобиля сминаемая зона, остаются краш-тесты Euro NCAP. Именно знаменитые звезды, полученные в ходе этих тестов, оказывают реальное влияние на продажи конкретных моделей в том или ином сегменте. Остались ли тесты неизменными с самого начала и до сих пор?

Изначально тест состоял из четырех элементов:

  • Лобовое столкновение, при котором автомобиль, движущийся со скоростью 64 км/ч, в 40% случаев ударяется о неподвижное препятствие,
  • боковой удар, при котором специальное препятствие, движущееся со скоростью 50 км/ч, ударяется о бок неподвижного автомобиля на высоте B-стойки со стороны водителя (это стойка между передней и задней дверями),
  • столкновение с пешеходом, когда манекены, играющие роль пешеходов, со скоростью 40 км/ч проецируются на передний бампер на высоте фар в разных точках бампера,
  • столкновение со столбом или деревом, в этом сегменте теста боковая часть автомобиля, движущегося со скоростью 29 км/ч, ударяется о неподвижный столб шириной 254 мм, точной точкой удара является B-стойка.

Однако очень быстро выяснилось, что сравнивать автомобили разных сегментов таким образом не имеет смысла. У маленьких автомобилей сминаемые зоны были гораздо короче, поэтому было решено тестировать автомобили более надежным способом. Было решено, что отныне автомобили одного сегмента будут напрямую сравниваться друг с другом.

С появлением более совершенных систем защиты пассажиров и общим развитием технологий требования к безопасности, естественно, возросли. Сегодня лобовое испытание заменено двумя испытаниями:

  • лобовое испытание, в котором автомобиль, движущийся со скоростью 50 км/ч, ударяется всей своей поверхностью о неподвижную стену,
  • лобовое испытание с подвижным препятствием весом 1 400 кг, в котором автомобиль и передвижная тележка, имитирующая второй автомобиль, ударяются половиной передней поверхности на постоянной скорости 50 км/ч.

Как результаты таких тестов напрямую отражаются на информации о сминаемой зоне современных автомобилей?

Основываясь на результатах краш-тестов Euro NCAP, можно с уверенностью утверждать, что контролируемая зона смятия в передней части самых безопасных автомобилей имеет глубину от 60 до 70 см. Иначе обстоит дело с боковыми зонами смятия. Современные автомобили характеризуются очень маленькими боковыми зонами смятия. Это связано с усилениями, установленными в дверях, говорит эксперт Inter Cars.